paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Вот описание статусного советского экономиста на примере "философа".

Опубликовано на сайте www.krylov.cc

Ответ на вопрос.
Вопрос. В чем ошибочность главных философских тезисов Мамардашвили или самого подхода М. к философии и трудам других философов? Я знаком с философией лишь в объеме научной методологии, поэтому не могу оценить работы М., не зная контекста в соответствующей проблематике, но хочу услышать и смогу понять критику со стороны специалиста. (by Betonmischer)

Ответ.

Вопрос платный, но мне совестно брать деньги за такое. 


Мамардашвили - просто хитрый грузинский шарлатан, нахватавшийся каких-то "философских выражений" и заучивший несколько речевых приёмов. Всё. Больше ничего там нет. 


Для начала посмотрим - а кто он такой вообще? Страдающий диссидент? Эмигрант? Узник совести? 


Да нет же. Это жирный советский клоп, всю жизнь харчевавшийся по первому разряду, ничем не отличающийся от прочих таких клопов. 


Вот фрагменты его биографии - просто из Вики: 


Учился в МГУ на философском. (Для этого нужна была рекомендация из комитета комсомола - К.К.)


После окончания аспирантуры (1957) редактор-консультант в журнале «Вопросы философии», где была опубликована его первая статья «Процессы анализа и синтеза» (1958). (Название говорит само за себя - К.К.)


В 1961 году в Москве состоялась защита М. К. Мамардашвили кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания». Тогда же он вступил в члены КПСС. (Кто бы сомневался. - К.К.)


В 1961 году Международный отдел ЦК КПСС направил Мамардашвили в Прагу на работу в журнал «Проблемы мира и социализма», где он — заведующий отделом критики и библиографии (1961—1966). (Это СВЕРХПОЗИЦИЯ - жить в лакомой Праге, среди старинной архитектуры, пить чудесное пиво, жировать как не жировали даже советские партократы! Это СВЕРХЖИЗНЬ по советским меркам. - К.К.)


Имел служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, на Кипр. (АААААААААА! Да за ТАКОЕ советские люди душу готовы были дьяволу продать. Это СВЕРХСТАТУС. - К.К.)


Мамардашвили работал в научно-исследовательских институтах Москвы, в том числе в 1966—1969 гг. заведующим отделом в Институте международного рабочего движения АН СССР... Также М. К. Мамардашвили читал лекции в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах — в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону по приглашению или рекомендации друзей. (Б


В 1980 году М. К. Мамардашвили переехал в Грузию в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузинской ССР академика Нико Чавчавадзе, работал в этом институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года). - (То есть ему надоела московская нищета и он вернулся на сверхсуперблагополучную родину, к шашлыкам и винцу, где и прожировал остаток жизни. - К.К.)


То есть это биография СВЕРХБЛАГОПОЛУЧНОГО НОМЕНКЛАТУРЩИКА, который всю жизнь жрал пудовые бутерброды с чёрной икрой. "Сладко ел, сладко бздел", говоря языком русского лубка. 


Разумеется, как всякий сверхблагополучный нацмен, он бесконечно презирал и ненавидел русских. Вся сколько-нибудь осмысленная часть его "философствования" сводилась к этой теме


Знаменит он стал "лекциями", на которые стекались дураки и слушали его, разинув рот. Ему это было нужно, чтобы снимать там молоденьких дурочек, тянущихся к "мудрости". Он любил свежее женское мясцо. Ну, это дело понятное, житейское. "Сладко ёбся". 


Однако же. А вдруг он при всём при том был мыслителем? 


Ну давайте посмотрим на его размышлизмы. 


Вот, например:


 "


Современным в отличие от классического, или традиционного, является все то, перед лицом чего мы должны с собой что‑то сделать, чтобы воспринять происходящее, нарисованное, написанное или звучащее. По тому же признаку современной является музыка Стравинского, в отличие от музыки Чайковского. Я сейчас повторяю, что философы не говорят на языке «хорошо», «плохо», то есть на языке оценок, и, когда я говорю «современное» или «классическое», это не значит, что классическое лучше современного или современное лучше классического, что музыка Чайковского лучше музыки Стравинского или наоборот. В философии мы говорим о совершенно других вещах (опять же по тому закону великодушия, который я сформулировал). То, что существует, существует, не интересуясь тем, можем ли мы это понять или не можем, приятно нам это или неприятно, существует, не интересуясь, пятерку, четверку или двойку мы ставим этому явлению. Музыка Стравинского современная, потому что она требует от нас, чтобы мы что‑то с собой сделали, и тогда она будет услышана.


Вот, грубо говоря, что такое современная философия. И если я буду на левой стороне доски выписывать названия произведений, явлений, которые подходят под это определение современности, а на правой стороне доски буду выписывать даты, когда эти явления возникли, то мы обнаружим две странные вещи.


Вы знаете, что в науке существует современная генетика: Мендель, Морган, Хуго де Фриз. (Генетику мы не понимаем. Мы должны с ней освоиться иными средствами, в том числе близкими к уголовному кодексу, как было, например, в сорок девятом году, если я не ошибаюсь. Это совсем рядом. Современно, да? Настолько современно, что даже к уголовному кодексу приходилось обращаться.) Современная генетика. Я напишу на доске дату, когда это случилось. И она будет следующая – 1901 год.


Или квантовая теория – современная физика, самая что ни на есть современная, в том числе не только по дате, но и по определению, которое я приводил. То есть квантовая физика есть то, что, пользуясь привычным языком, понять нельзя, и нужно над собой приподняться, чтобы что‑то сделать, и тогда услышишь то, что содержится в ее формулах. Напишу дату – 1900 год.


"


Это рассуждения ГЛУПЫЕ. Причём именно по существу - глупые, убогие. 


Начнём с фактов, которые Мамардашвили не понимает. Например, того, что "современная генетика" началась с обнаружения материального носителя наследственной информации,  и с этого же времени она перестала быть "непонятной". Или - что классическая физика тоже использует "непредставимые вещи" (пусть попробует вообразить себе "материальную точку", или  без формул объяснит, что такое "момент импульса"). Про Стравинского - совсем уже смешно.


Но главное даже не это. Любой, хоть немного знакомый с историей философии (и историей вообще) знает, что слова "новый", "современный" и так далее - просто торговая марка, регулярно используемая для рекламы очередного "направления мысли". "Новой философией" чего только не называли. Даже в попсовой Википедии имеется вот такая статья: 


Но́вая филосо́фия — многозначный термин



А вообще-то "новой философией" чего только не называли. Сколько раз публиковались сочинения с названиями типа "Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии" (это Фихте, но и до и после было море таких заяв). И это ещё если не брать религиозных версий. А если это соединялось ещё и с политикой - туши свет, сливай воду. Помните горбачёвское "новое мЫшление"? 


Философия НАЧИНАЕТСЯ с удаления оценочных ярлыков (любых) и отвержения idola fori (как и всех прочих бэконовских идолов). Это как хирургу мыть руки перед операцией - совершенно необходимая процедура. Человек, всерьёз обсуждающий рекламный ярлык и делающий из него глобальные выводы - заведомо НЕ философ. Из чего не следует, что рекламные ярлыки нельзя обсуждать. Но их можно обсуждать именно как рекламные ярлыки или дезинформирующие маркеры. Человек, этого не понимающий, ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕПРИГОДЕН.


Это, конечно, мелкий пример. Я просто открыл первое попавшееся сочинение Мамардашвили и нашёл относительно небредовый кусок. В целом же его платиновые мысли вообще никакого смысла не имеют. Это поток тягучего грузинского бреда, прерываемый вспышками злобы (на русских, разумеется). "Бубубубубу русские свиньи бубубу бубуб буббу Декарт Кант Платон генетика бубуб бубубубуб русские свиньи бубу бубубу ненавижу русскихз свиней бубу бу бубуб убббу Декарт Сократ бубу бубубу бубубу  уббубу Гуссерль бубуб уббубу бубуб Грузия уббу бубубуб уб бубубубуб убубу бу бубубу бубу самосознание". 


PS. 


Лучшее изображение Мамардашвили (работа Зиновьева, который был с ним знаком). 


Прекрасный памятник Мамардашвили, установлен в Грузии (работа Эрнста Неизвестного). 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments