Коротко о сложном, за меня сказали:
Россия сложилась в кач. "континентальной шпаги Англии" - орудия в борьбе Англии/ Британии и Австрии/ Священной Римской империи против сложившейся к 1648му г французской гегемонии и Плана кардинала Ришельё. После Дипломатической революции сер. 18го в в России сложилось две "партии" - проавстрийские (позднее прогерманские) западники и пробританские (позднее проанглофранцузские) славянофилы, если называть их именами, закрепившимися к сер. 19го века, когда эти "партии" окончательно идеологически сформировались.
Славянофилы виделись (себе и оппонентам) продолжателями иосифлян, а западники - нестяжателей. Постепенно западничество порвало со всеми "скрепами" Российской Империи, со всеми институтами, обеспечивавшими единство империи. В интересах Германии и её дрангх нах остен. Но русское самосознание росло и постепенно изживало заложенные европ. кукловодами дихотомии. Страна крепла, развивалась. Нация балансировала на грани между крахом и превращением в супердержаву.
1917й - это крах (Царя схватили, а возможно тогда же убили заговорщики-компрадоры, вероятно, при непосредственном участии британского спецназа). Но создатели русской военной разведки панслависты бр. Бонч-Бруевичи (и группа поддерживавших их генералов) попытались "превратить яд в лекарство", опираясь на свою большевицкую агентуру. Превратить крах в триумф, направив энергетику разрушения на модернизацию страны. Вышло не очень здорово. Хотя очевидные успехи были. Но все - с гнилой сердцевиной, если начинать разбираться.
Госстроительство провели по британской модели доминионов. С полусуверенными "союзными республиками". Что требовало непрерывных усилий по нейтрализации потенциала их суверенности и лишало Центр свободы манёвра для преобразований. Индустриализацию и её прямое продолжение - ленд-лиз - провели примирившиеся в 1928-29 гг англосаксы. В результате, войну СССР встретил не имея собственных порохов и высокооктановых бензинов.
Были и др. крючки, за которые СССР был подвешен на ниточки. Но достаточно и этих. Все пороха (для патронов, снарядов, части взрывчатки) либо напрямую закупались в США (более 50%), либо изготовлялись с участием импортных компонент. Авиационный бензин (для сов. самолётов 76й) представлял смеси низкооктановых советских с высокооктановыми американскими.
Столь сильная зависимость превращала СССР в марионетку, "криптоколонию" англосаксов. Ниточки зависимостей менялись и продолжают меняться, но никогда не рвались полностью. Росло влияние то США, то Великобритании, а в какие-то периоды - Германии, Франции и даже, немного, Италии (в кач. участников британского пула влияния), но степень зависимости не уменьшалась.
Чтобы оценить её, можно сопоставить работы двух крупных амер. исследователей - Энтони Саттона (неизданную в РФ основную его работу, трёхтомник о роли Запада в индустриализации СССР) и Петера Швейцера (партнёра Стива Бэннона, кстати; нашумевшая в РФ книга о роли рейгановской администрации в распаде СССР). В художественной форме характер отношений СССР с Западом отражён в известной книге "Парк Горького" и в поставленном по ней одноимённом фильме.
https://paidiev.livejournal.com/715030.html?view=23910934#t23910934
Короче: Россия к 1920м гг могла либо надломиться и начать путь в бездну (конечно, с таким мощным истор. проектом крах не мог быть одномоментным, а лишь поэтапным, со своими взлётами и падениями... примерно, как курс акций агонизирующей корпорации). Либо стать тем, чем в реальной истории стали США - сверхдержавой с ослабленной национальной идеей, но давящей всех, так сказать, своей "массой". Второй вариант несовместим с "великими потрясениями" и является по определению монархическим.
Другое дело, что к 1991му г Россия была Советским Союзом и не могла возрождаться иначе, как в форме апгрейда советской системы и советской идеологии (по точно тем же причинам, по каким в 1917м надо было сохранять монархию).