paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Categories:

Разумные намётки стратегического плана.

Добавить ещё порты на Чёрном море (Новроссийск) и балтийском (Питер) и всё складывается.
Оригинал взят у dedov в Не дороги и дураки, а холод и расстояния


Ознакомился недавно с шумевшей в СМИ «Доктриной размосквичивания» Юрия Крупнова (http://www.idmrr.ru/news/01552.html), которая сейчас рассматривается Министерством экономического развития. Доктрина предлагает перенести столицу страны за Урал.

Хочу совсем коротко прокомментировать некоторые моменты доктрины.

«свободно и красиво преодолевать в своём малоэтажном свободном расселении ту умопомрачительную сверхплотность, когда мы сегодня на 1/7 части мировой суши»

«1/7 мировой суши» – это распространённый штамп. У нас «большая страна», но 65% территории – вечная мерзлота, где господствует климат субарктический и полярный в районе тундры. На 30% территории присутствует холодный континентальный климат примерно треть которого прилегает к вечной мерзлоте и полумерзлоте. Иными словами, далеко не вся 1/7 части мировой суши подходит для свободной и красивой жизни. Человеку, проживающему в Москве, нужно некоторое время пожить в Якутске, Магадане, Воркуте и все встанет на свои места.



«Обеспечение транспортной связности между собой всех малых городов на основе сплошной авиатизации страны и полного восстановления судоходности рек»

Восстановление судоходности рек – идея здравая, так как по воде сибирских рек в некоторые пункты можно нормально добраться только две — четыре недели в году, по высокой воде. Есть, правда, проблема – большую часть года реки покрыты льдом, а весной создаются на них ледяные заторы. Автор доктрины не рискнул ничего сказать про строительство сетей дорог в Сибири, по причине фанатичности такой стройки, но выдвинул не менее фантастичную мысль об «авиатизации». В той же Сибири очень часто приходится иметь дело с нелётной погодой. Из Норильска бывает невозможно вылететь целый месяц, а о применении вертолётов и речи быть не может. А есть ещё такое явление, как полярная ночь, доставляющая дополнительные трудности.

«В результате такой геополитической сдачи вместо экспансии и наращивания зоны расселения российское обживаемое пространство будет продолжать чахнуть, а потом уже и отваливаться кусками»

Идея расселения – идея старая. Могучий и сравнительно амбициозный СССР ещё при Хрущёве, в 60-х годах, споткнулся об тайгу, так как обнаружилась нехватка человеческих ресурсов: система принудительного расселения (ГУЛАГ) была свёрнута, шёл отток населения, а найти контрактников и заставить их остаться было делом сложным, даже с учётом высоких зарплат. Более того, проблема была и остаётся в том, что для трудовой жизнедеятельности и сопровождения этой жизнедеятельности в Сибири и Дальнем Востоке нужно больше людей, чем где-нибудь в Подмосковье. Крупная, продолжительная стройка или предприятие на 100 000 рабочих для нормального функционирования требует сопровождающих людских ресурсов примерно в 1 миллион. Опуская вопрос стоимости такой экспансии, повторю, уже в 60-х годах демографически ресурсоёмкий СССР понял, что у него нет этих самых человеческих ресурсов для таких проектов, поэтому новые стройки сворачивались, а на завершение старых уходили десятки лет!

«мы сегодня на 1/7 части мировой суши живём в 7–10 раз скученнее, теснее и этажнее, чем те же англичане и немцы. Курс на два десятка т.н. «агломераций» - это курс на обезземеливание и люмпенизацию народов России, на их геноцид… Российским гражданам и дальше будет предлагаться бросать обжитые пространства и подселяться к очагам криво и неверно сложившейся за последние тридцать лет активности, немногочисленным оставшимся «точкам жизни»

Если говорить о большей части этой 1/7 суши, т. е. о cубарктике, то этажность и тесность точек жизни были заложены изначально в советские годы, а не за последние тридцать лет, по причине проблем в строительстве и поддержании систем водоснабжения, водоотведения, отопления и инфраструктуры в сложных климатических условиях, которых, кстати, нет у англичан и немцев. Поэтому сегодня нет никакого курса на агломерации, а есть курс на самотёк, когда крупные сибирские города абсорбируют человеческие потоки с окраин. А дальше – будь что будет. Ведь эти агломерации и все населённые пункты Севера – наследие Советского Союза — являются проблемой, очень дорогой проблемой, стоимостью в несколько процентов от ВВП в год. И решать эту проблему никто не хочет, так как здесь нужна не только политическая воля, но и желание очень долго и усиленно работать на перспективу.

«Перенос столицы России за Урал, на Восток страны, с созданием образцового лучшего в мире города развития»

Переноси столицы за Урал – идея дикая. Даже в советское время ни у кого такой мысли не было. Даже у военных. Для реализации такого проекта не хватило бы ресурсов ни в хрущевское время, ни во времена ГУЛАГа. Перенос столицы – это строительство не только всей инфраструктуры для снабжения стройки, а потом и исполнения функций столицы, но и крупномасштабные стройки по нескольким периметрам новой столицы. Силком переселить куда-нибудь на Енисей миллионов десять человек – кто под такое подпишется? Образцом чего станет такой город? Какое у него будет будущее?

«Однако подобное игнорирование пространства уничтожает и саму страну, и старые русские представления об оборонной инфраструктуре, где Родину от вторжения инородцев и неприятелей защищает каждая обжитая пядь земли и погосты»

Старые представления давно устарели. За Уралом, даже на юге Сибири и Дальнего Востока, количество обжитых пядей земли всегда было исключительно небольшим. Эти погосты и сегодня являются редкими, одинокими хлебными крошками на карте страны. Поэтому «старые русские представления об оборонной инфраструктуре» некогда не находили реализации в объективной реальности. Оборона границ от вторжения инородцев и неприятелей – это отдельная военная задача, которая решается не обжитыми пядями, а развитием логистических, операционных, разведывательных, оборонительных военных технологий.

Что делать?

Доктрина, предлагаемая Юрием Крупновым – одиозна, но нереализуема. Альтернативой может быть другая одиозная, но более реалистичная, хотя и не менее объёмная, программа, смысл которой кардинально противоположен подселению новых граждан в вечную мерзлоту к вымершими мамонтам.

Необходимо переселить около 20 миллионов человек из непроизводительных субарктических городов с сомнительным будущим в более пригодные условия для жизни и труда. Не заселять тундру и тайгу, а создать обратный процесс.

Причём сделать нужно это таким образом, чтобы сократить транспортное плечо до приемлемых размеров – с 7–10 тыс. км до 2 тыс. км.

Речь идёт о «канадском варианте». Почему именно Канада? Потому что Канада — это единственная страна в мире похожая на Россию в плане площади, населения, климатических условий. Главное отличие стран – в логике расположения поселений.



Приблизительно 4.5 миллиона человек (около 12% населения) компактно проживает на самом западе страны в штате Британская Колумбия на берегу Тихого океана в теплом мезотермальном климате. Там находится Ванкувер со среднегодовой температурой в 10 С. Климат Ванкувера похож на климат Анапы. Поэтому нас этот регион не интересует.

Нас интересует регион, в котором проживает 60% населения Канады. Это Коридор Квебек — Виндзор. В этом коридоре находятся главные канадские города: Квебек (4.2С), Монреаль (7.4С), Оттава (6.6С), Торонто (9.4С), Гамильтон (8.6С), Виндзор (10.7С).



Несмотря на то что коридор находится в континентальном климате, как и Москва или Нижний Новгород, там довольно тепло. За исключением Британской Колумбии, это самый тёплый регион страны, где живёт большая часть населения. Дело в том, что коридор находится между Канадским Щитом на севере и Аппалачами на востоке. С севера Щит закрывает коридор от арктических ветров, а Аппалачи дополнительно согревают и сушат атлантические ветры, создавая т. н. ветер фён. С юга коридор закрыт Великими Озёрами, которые зимой являются источником тепла, а летом охлаждают воздух в своеобразной долине. Тёплый, влажный ветер с Мексиканского залива беспрепятственно добирается по материку до коридора и задерживается в долине. Более удачного места для проживания в холодной Канаде придумать нельзя.



В Коридоре Квебек — Виндзор не только проживает подавляющее большинство населения, но там находится практически и вся промышленность Канады. Кстати, о сырье для промышленности. Сырье поступает с севера и центра страны; работают люди в основном вахтовым методом. Поэтому и в России работать на Севере предполагается вахтовым и сезонным методом, используя максимально возможную автоматизацию производств и где возможно — удалённое управление.

Длина канадского коридора – 1150 км, т. е. транспортное плечо довольно небольшое. На востоке он упирается в залив Святого Лаврентия, а с запада в американскую границу, куда, кстати, и идёт 75% экспорта, что весьма удобно, т. е. достаточно просто перевалить товар через границу, к которой плотно прилегает коридор. 

Россия – равнина, где нет преград для северных ветров. Поэтому «русский коридор» надо располагать на самом юге, близко к границе. Ориентируясь на температурные режимы Коридора Квебек — Виндзор, и пролегание реки Святого Лаврентия и нашей Волги, вариант расположения только один: Самара (5.7С), Саратов (6.9С), Волгоград (8.2С), Ростов-на-Дону (9.9С), Краснодар (12.1С). Разумеется, речь идёт об областях в целом, а не только о конкретных точках-городах. Таким образом, наш коридор получается приблизительно 1200–1300 км, чуть больше, чем канадский.



Поверхностные подсчёты говорят, что благодаря сокращению издержек на поддержание жизни в городах севера и сокращению транспортного плеча можно ожидать высвобождение 30% ВВП в течение десятилетия, а возможно, и больше. Это без учёта производительности труда, которая высвободится благодаря уменьшению коэффициента необходимой вспомогательной рабочей силы, требуемой в Сибири и на Дальнем Востоке.

Конечно, переселение такого количества граждан из одного угла страны в другой – явление беспрецедентное, но реализуемое. В этом проекте есть реалистичная жизненная логика, когда в заселении тундры и тайги эта логика не просто отсутствует, она близорука по отношению к недавнему прошлому страны. Наконец, создание «русского коридора» поможет решить хроническую нехватку жилья…


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments