paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Десоветизация у папуасов

Оригинал взят у kornev в Десоветизация у папуасов
Галковский весьма емко написал о функции ленинского мифа, в его проекции на необразованные массы и дикие народы:

«Что советская цивилизация хотела сказать невежественным народам через Ленина? Или не хотела сказать, но всё равно сказала? Возможно, многие элементы ленинского мифа слабо связаны с личностью реального Ленина, но речь там шла вот о чём.

1. Ленин был интеллектуалом. Он окончил гимназию с золотой медалью, а затем сдал экстерном университетский курс (это подавалось не как паллиатив высшего образования, а тоже как «золотая медаль»). Ленин знал много языков, всё время читал и написал уйму умных книжек. Он постоянно призывал трудящихся учиться. Ум, образование, интеллигенция (конечно «наша», советская) – это хорошо.

2. Ленин был добрым и весёлым. Он любил детей и кошек, заразительно смеялся, мог расчувствоваться от хорошей музыки. Быть добрым хорошо.

3. Ленин был скромным, ему лично ничего не надо было. Он всю жизнь проходил в одном костюме, жил, где придётся, довольствовался самым необходимым. Часто смущался, не терпел славословий в своё адрес, всегда порицал чванство и бюрократию, считал, что простой человек ничем не хуже богатых и достоин уважительного отношения.

4. Ленин знал и любил русскую литературу. Он был европейцем до мозга костей, очень высоко ставил европейскую культуру и долго жил в Европе. Но он не унижал и восточные народы. По своим взглядам был интернационалистом, ненавидел и презирал любые формы ксенофобии и шовинизма.

Те люди, которые сейчас уничтожают памятники Ленина, борются не с советской властью, благополучно ушедшей в прошлое более 20 лет назад, и не с Лениным, которого они не читали ни строчки, и знать не знают (до такой степени что, спроси, будут путаться в годах жизни). Украинцы борются со светской культурой европейского народа, которая досталась им в наследство от СССР, и которая мешает строить религиозное милитаристское государство».


На самом деле эту характеристику можно отнести и в целом к советскому строю жизни хрущевско-брежневского образца: применительно к низкому исходному уровню цивилизованноcти, это было пусть и неказистым, пусть и второсортным, но все же приобщением к европейской цивилизации, европейским ценностям и европейскому образу жизни. И обратно, чем ниже общий уровень культуры и интеллекта данного человека, тем больше от его «десоветизации» вреда, чем пользы (тут дело обстоит точно так же, как с религией). На практике во многих сферах жизни «десоветизация» обернулась игрой на понижение. Собственно, я на эту тему уже писал, и даже развел на этой почве целую дискуссию. Пожалуй, здесь будет в тему цитата из моего нового, еще не дописанного текста «Из советских реликтов - в русские пуритане»:

“Постепенное разложение советского образа жизни и советского сознания в последние два десятилетия по-разному отразилось на столице и на глубинке. В столице и в других крупных городах на смену «советчине» хотя бы местами пришло нечто позитивное. В глубинке (т.е. в средних, малых городах и селах, где живет более половины русских), ровно настолько, насколько разложился «советский дух» - настолько же прибыло «кущевского» и «ельцинско-путинского духа» («воруй, наглей, зверей, дави, ничего не бойся, если у тебя есть крыша»). Разложение синтетической русско-советской ментальности, характерной для позднесоветской эпохи, здесь во всех сферах жизни оборачивается разрушением самой ткани социума, одичанием, обессмысливанием существования, апатией, погружением в архаику, полной атомизацией населения (даже по сравнению с брежневскими временами). Некоторая часть людей находит опору в православии, в его обрядовой стороне, но в целом Церковь далеко не так популярна и не так сильна, как о ней пишут в СМИ. И вот когда на этом фоне из столиц приходит бодрый хипстерский клич «Добить советчину!», или «Никакое сохранение советских достижений невозможно в принципе», - это производит гнетущее впечатление.

Именно в глубинке становится очевидно, что так называемая «советчина» - это последний заслон современного русского европейца от наплывающего варварства и азиатчины. Многие думают, что, если соскрести с забора красную краску, то под ней обнаружится чудом сохранившаяся белая краска. Но никакой белой краски там давно уже нет, а есть только исцарапанные старые доски, которые без защитного слоя краски начинают стремительно гнить и разрушаться. Сейчас, например, «доскребывают» остатки советской науки, советского образования и советской медицины, - видимо, надеясь, что «под советской коростой» нас ожидают неизмеримые сокровища. Но на практике «почему-то» в российском образовании, медицине, науке, технике убывание «советского духа» четко коррелирует с убыванием качества и нарастанием бардака. Единственное исключение – сфера розничной торговли, и то только по той причине, что в советские времена здесь в смысле достижений был не просто «ноль», а большой «минус». То есть, за рамками примитивного «купил-продал», «десоветизация» пока что оборачивается деевропеизацией и африканизацией.

Так же и в сфере духа. Из-под соскребаемой «красной краски» почему-то появились не иконы Андрея Рублева или теоремы Лобачевского, а корявые серые доски и выцарапанное на них слово «***». И ладно бы это было свое, родное слово «***», выцарапанное на заборе местными двоечниками. Но этот «***» еще и торжественно транслируется из столицы, и в глубинку посылаются специальные комиссары (Гельман и т.п.), дабы утвердить его в качестве нового духовного символа. На этом фоне даже у самых свободомыслящих людей появляется желание держаться за остатки советских добродетелей обеими руками. Пусть эти добродетели были во многом фикцией агитпропа, но на фоне нынешней деградации даже это - хоть что-то, ибо сегодня нам навязывают «вместо морали даже не пустое место, а бравирующую собственными успехами аморальность» (А. Богословский)”.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments