paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Categories:

Механика профицита

Полезный текст от френда  по ключевым проблемам российской экономики. Надо бы коне что подправить, но лень и некогда. будут вопросы дам пояснения.  Пожалуй, ему можно дать подзаголовок  "Почему расходы на Украину - это копейки по сравнению с реальными убытками"
Оригинал взят у tverkovsky в Механика профицита
При обсуждении предыдущего поста ув. jivopyra задал вопрос по
поводу бюджетного профицита.
Вообще-то, на вопрос "куда идут зажатые налоговые деньги" есть простой, официально
затверждённый ответ: эти деньги идут в "стабфонд" (во всех его инкарнациях).
Да, такой ответ как раз и является типичным дебилятором (хотя бы потому, что сразу
возникает следующий вопрос - а куда идут деньги стабфонда).

На этом можно было бы и остановиться, но в своём комментарии jivopyra по существу
сформулировал вопрос по поводу профицита в правильной, корректной форме.
Правильно поставленный вопрос - половина ответа.

Позволю себе кратко сформулировать своими словами этот вопрос так:
"Есть государственная бюджетная система, вроде бы как предназначенная для того, чтобы
перераспределять часть произведенного экономикой страны продукта путём сбора налогов
и последующих бюджетных расходов. Но, если налоги собраны, а расходы не производятся
(даже для выкупа облигаций госдолга), то возникают два взаимосвязанных вопроса:
во-первых, что происходит в результате этого с активами экономики;
во-вторых, куда идет национальный продукт, который должен был быть распределен
этими непроизведенными расходами".

Мой ответ на этот вопрос таков:
во-первых, весь абсолютный профицит госбюджета идёт на увеличение долга национальной
экономики (причём, по большей части - валютного долга, как это ни парадоксально);
во-вторых, весь продукт, не перераспределённый внутри страны из-за абсолютного
бюджетного профицита, перераспределяется за границу.

Эти утверждения, понятно, требуют доказательства. Попробую сделать это "на пальцах".

Финансовая система - вещь сложная, но чрезвычайно жёсткая. Жёсткая потому, что
строится как приводной механизм, механизм трансляции насилия в сферу формально
свободного рынка, механизм, который не имеет права проскальзывать.
Поэтому в вырожденных случаях её поведение становится механически простым.
Простым, как правило рычага или правило сообщающихся сосудов.
Вот за что я ценю эрефийских рыночных фундаменталистов, так это за то, что они
не удосужились усвоить священное правило финансистов "ничего слишком" и, если
пользуются какими-то рычагами, то стремятся выжать их до упора, создавая ситуации,
исключительно удобные для анализа.

Для начала рассмотрим, как выглядит "в крупном" рублёвая финансовая система.

Во-первых, это рубль как денежная единица. В природе имеется имеет один, единственный
источник рублей (во отличии, напр., от золота, которое в принципе может попытаться
намыть каждый). Это - ЦБ РФ.
Есть только три способа, которыми можно получить рубли от ЦБ:
1) через финансирование дефицита государственного бюджета
2) получив от ЦБ кредит
3) продав ЦБ за рубли валюту

Второе, это правительство, в нашем случае в лице минфина, у которого относительно
экономики есть активы и обязательства. Активы - это право собирать налоги и сами суммы
налогов как таковые - доходная часть бюджета. Обязательства - расходная часть бюджета.
И то, и другое утверждено законом, но не является абсолютным. Налогов собирается
"сколько соберётся", да и расходная часть исполняется у нас весьма вольно, "сколько
придёт в голову израсходовать". Помимо расходной части бюджета правительство не
имеет никаких обязательств (в бухгалтерском смысле) относительно экономики.

Третье. Есть национальная экономика, т.е. вся совокупность экономических субъектов
страны, подпадающих под налоговое и бюджетное законодательство, включая банковскую
систему, за исключением денежных властей - ЦБ и минфина.
У экономики по отношению к правительству также есть активы и обязательства и они в
точности симметричны. Т.е. активы правительства есть обязательства экономики по уплате
налогов, а активы экономики относительно правительства есть расходная часть бюджета.
Обязательства и активы экономики по отношению к правительству - абсолютны. Ты не можешь
не заплатить причитающуюся с тебя сумму налогов, иначе последуют санкции - штраф,
потеря бизнеса, а то и срок. Ты не можешь рассчитывать в смысле активов на большее,
чем прописано в расходной части бюджета (а часто получается - не очень-то можешь
рассчитывать и на прописанное).

Наконец, существует резервуар ликвидности - денежная база. Грубо говоря, сумма наличных
в обращении, краткосрочных депозитов и остатков на счетах банков в ЦБ и их обязательных
резервов. Это активы экономики относительно денежных властей. Из денежной базы можно
заплатить налоги, можно расплатиться с кредитами ЦБ. Других активов относительно
денежных властей, номинированных в рублях, у экономики нет (исключая мизерное количество
облигаций ЦБ и минфина).
Более широкие денежные агрегаты (М2 и пр.) не являются деньгами в этом смысле, это
скорее индикаторы количества обязательств субъектов экономики друг к другу, взятые
через банковскую отчётность. Ими невозможно заплатить налоги (конечно, для уплаты
налога можно взять кредит в регулярном банке, но в момент зачисления налога на счета
казначейства соответствующие суммы всё равно списываются с остатков этого банка на
счетах ЦБ, то есть, из денежной базы).

Все эти вещи я напоминаю для того, чтобы подчеркнуть, что рублёвая финансовая система
является замкнутой и что ситуация симметрична: активы и обязательства денежных
властей относительно экономики являются, соответственно, обязательствами и активами
экономики относительно денежных властей.

Теперь можно рассмотреть, что означает эта симметрия, и как из ситуации, в которой
присутствуют абсолютные и "не-абсолютные" обязательства возникает неэквивалентный
обмен. Удобно это сделать на том же примере января-сентября 2008г.
Этот период замечателен тем, что ЦБ ни копейки не эмитировал путём финансирования
правительства, кредиты ЦБ имели ничтожный размер, практически всю рублёвую массу
ЦБ продал за валюту.

Вот данные о профиците бюджета за этот период:

По данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в первые девять месяцев 2008 года составили 12178,9 млрд. рублей или 39,5% ВВП ... Расходы расширенного бюджета составили 8741,5 млрд. рублей или 28,3% ВВП ... Таким образом, кассовый профицит расширенного бюджета составил в первые девять месяцев текущего года 3437,4 млрд. рублей или 11,1% ВВП

Из этих данных видно, что финансовый результат национальной экономики в рамках
рублёвой системы за этот период составил -3.437 трлн. руб. (8741,5 млрд. руб доходов -
12178,9 млрд. руб. обязательств).
Следовательно, весь профицит бюджета волшебным образом обернулся увеличением долга
национальной экономики. Не будем пока отвлекаться на юридические (и моральные)
вопросы, на каком основании на экономику был повешен этот долг, а рассмотрим
механизм, которым этот долг превращается во внешний, валютный.

Субъектам экономики всего-то нужно доплатить 3.4 трлн. - и все свободны. Но этот
долг особый, налоговый. Не заплатить в установленный срок - нельзя. Будут санкции.
Из каких источников найти рублёвую массу, чтобы в течении 9 месяцев заплатить
3.4 трлн. руб?
Как мы уже отмечали, первых двух источников эмиссии (финансирования дефицита
бюджета и кредитов ЦБ) в тот период не было.
Расплачиваться ценой сокращения денежной базы (она составляла на начало 2008 года
5.5 трлн. руб. - полезно сравнить с объёмом подлежащего платежу долга) для экономики
чрезвычайно болезненно. Прежде всего для банковской системы, которая при снижении
остатков на счетах (небольшого, но волатильного компонента денежной базы) теряет
устойчивость и банки начинают сыпаться гроздьями. Что делают банки? - они прибегают
к третьему способу получения рублей от ЦБ - занимают за рубежом за этот период
36 млрд.долл. и продают их ЦБ в обмен за рубли.
Вслед за ними для компенсации снижения оборотных средств к внешним займам прибегает
небанковский сектор - 51 млрд. долл.
Экспортёры, конечно, тоже продают валюту, но они-то менее всех зависят от сжатия
денежной базы - их спрос находится вне рублёвой системы, а оборотные средства в
большей части валютные.

Теперь - ко второй части вопроса. Что произойдёт с той частью национального
продукта, которая не была перераспределена через расходы бюджета (в данном
случае это 3.4 трлн. руб. или около 140 млрд. долл.)? - правильно, этот
продукт должен пойти на экспорт для того, чтобы субъекты экономики могли
расплатиться за набранные валютные кредиты. С точки зрения материальной
экономики это - чистые издержки. Я хочу только обратить внимание на величину
издержек в данном случае - 11% ВВП. Девятую часть всего произведенного страной
продукта пожрал долгоносик.


PS. Результаты действий денежных властей на более длительном периоде (2001-2008гг.)
есть у меня в старом тексте СХЕМА

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Journal