А я был на этом мероприятии. И выступал. И здесь изложу текст своего выступления. (А в кавычках «мысли на лестнице»). Из присутствующих их разделял, немного, лишь Юрьев Дмитрий Александрович.
Проблемы сепаратизма в Российской Федерации были заложены ещё в эпоху СССР. Я отвергаю модное поветрие во всех бедах пореформенной России обвинять «мрачные времена» Совка. Это неправда и по сути, и неконструктив-но. Спасибо системам, созданным СССР, они из последних сил до сих пор обес-печивают нашу жизнь. И задача стоит в создании на их месте новых. Примеров таких пока нет, разве что нежизнеспособная фикция фондового рынка в лице РТС.
Но в сфере региональной и национальной политики Российская Федерация осталось прежним СССР и его наследие представляет смертельную угрозу для новой России. Оно прямо противоречит основам рыночной экономики.
По Конституции СССР был точной копией Священной Римской империи. И писанное право неизбежно влияло на реальность. Нет ничего глупее пра-вового нигилизма. Каменев отмечал: «республики могут даже формально и не входить в состав СССР. Они будут управляться партийными циркулярами». Только это возможно лишь в условиях не просто диктатуры, а сверхдиктатуры. Её принято называть «тоталитаризмом». Чуть давление и террор ослабеет и писанное право берёт своё через тысячи хозяйственных решений.
Каждый первый секретарь обкома был полноправным герцогом, а первый секретарь республики – курфюрстом. Первый секретарь был не губернато-ром, а полновластным хозяином Жизни и Смерти своих подданных. КГБ прямо запрещалось следить за людьми такого уровня. Идёт слежка за американским дипломатом, он садится в машину с соответствующим номером и всё, все кар-точки учёта ликвидируют. Параллельно в такие феоды превратились силовые структуры и крупнейшие министерства.
Такая система принципиально неустойчива. Подчинение возможно лишь до тех пор, пока от Императора идут подачки. Чуть поток денег уменьшится и всё. Император отчаянно нуждается в средствах, он голый без них. Логическим завершением этого являлся хронический валютный кризис государства, особен-но ясно проявившийся в правление Хрущёва. Острая нехватка валюты делало государство абсолютно управляемым и зависимым во внешней политике. Странные поступки на международной арене объясняли «бескорыстной помо-щью». Идеалисты.
(Господи! Сколько мифов! Вы хоть видели .... лица, участников пленумов. ЭТИ, рискующие и воюющие из идеалистических соображений или ницшеанской Воли к Власти).
Опора Власти Царя и единства страны – буржуазия, враги единства феодалы. Отсутствие организованного среднего класса – буржуазии при тотальном господстве феодалов просто подвешивало государство в воздухе. Такое госу-дарственное образование не могло просуществовать долго. Оно и просущество-вало всего ничего с 1956 по 1991, - 35 лет.
Чуть на это государство надавили извне, сократили в полтора раза валютную выручку (а с учётом всей внешней торговли ещё меньше) – и оно распалось. Сами шантажисты – США и Саудовская Аравия не ожидали такого ог-лушительного краха. То, что ЦРУ не предвидело ТАКИХ последствий, крайне неприятных для США, теперь уже очевидно. ВПК США из корыстных сообра-жений постоянно запугивал общество «ужасным русским медведем» и сам поверил в него. С негативными последствиями и для себя: Усама бен Клоун не может сегодня заменить «Иванофф», бизнесы в опасности.
(Добавлю: Сейчас презрел вопрос с реформой международных финансов. А где повод для введения военного положения, который ВЫНУЖДЕНЫ будут проглотить европейцы. Думаете его так просто сляпать? Ну да ладно это про другое)
В ходе реформ собственности 1992 –1996 годов, т.н. «приватизации» ситуация усугубилась ещё больше.
Через мои руки прошли все договора по разграничение собственности между Центром и регионами. До сих пор помню это чувство ярости, отчаяния, бессильной ненависти. И не я был один такой умный: в Госплане дураков не держали. Регионы дружно брали всё что имело мало мальски коммерческую ценность и сбрасывали на Центр всё, что требовало расходов. Потом выяснилось, что они часто здорово ошибались в коммерческих перспективах, но это потом. Феодализм был подкреплён имущественно. На этом федерализм в Рос-сии закончился. Россия стала скопищем байских улусов. Федерация это когда губернатор выдвиженец сложного конгломерата церковных приходов, полити-ческих партий и движений, муниципалитетов, профсоюзов и общественных объединений, выдвиженец общественных корпораций, привязанных к террито-рии. В России это азиатский Деспот. Впрочем, надеюсь, все Н. Ильина читали и про разницу истинной и искусственной федерации знают
(Л.П. Не допустить этого Ельцину было ЛЕГКО, ручаюсь. Почему так произошло?
1. Наверху думали лишь о личном обогащении немедленно.
2. Идеологические установки: ликвидировать все крупные предприятия, разбить их на мелкие кусочки. Впрочем, у них был резон: если бы в России были созда-ны корпорации по немецкому или японскому образцу этой публике и месяца не позволили бы безобразничать)
С экономической точки зрения распад России был предопределён. Со всеми ужасными последствиями.
Что помешало?
1. США испугались.
2. Банкротство большинства регионов.
(Л.П. Разбитые на нежизнеспособные части производственные комплек-сы просто исчезли. У нас до сих пор даже левые не оценили масштаба краха: все ориентируются на натуральные показатели. Сокращение потребления электро-энергии невелико! Да машиностроение загнулось, а вот выплавка алюминия нет. Блин! Если ликвидировать науку и НИОКР объёмы землеройных работ, бу-рения скважин и перевозок ж\д не сократятся.. более того они начнут расти и быстро. Работу, которую выполнял один старичок из Промстройбанка теперь выполняют два десятка молодцов на дорггих иномарках и с массой челяди и это рисуется как рост ВВП. Считать то надо сколько будет стоить воспроизводство систем).
Кроме 12 регионов доноров прочие существуют на дотации из центра. Федерации дают доходы, по значимости:
а). нефть и газ
б). финансисты и оптовики Москвы,
в). доходы таможни.
С распадом государства этих доходов просто не будет. Вместо Москвы эти услуги придётся покупать в Берлине и Нью Йорке, что дороже, а при распа-де страны таможенные доходы тают других быстрее доходов.
Федерация в таких условиях исчезает как снег, происходит стихийная унитаризация. Субъект Федерации не дистрикт он живёт НА СВОИ.
3. Единство народа. Россия удивительно мононациональное государство, аналогов которому просто не найти в Европе, Азии и даже Латинской Аме-рике. Более 80% её населения составляют русские. Причём язык и культура жи-теля Вологды мало отличается от жителя Владивостока. А в Германии житель Фрисландии отличается от баварца больше, чем русский от украинца до сих пор. Во Франции Прованс или Бретань очень отличаются от Иль де Франс.
Культурных предпосылок для сепаратизма просто не было. Плюс базовая ментальность народа, восходящая к Православной вере. «Нет для меня ни еллина, ни иудея». «Лишь бы человек был хорошим».
4. Путин. Президент надежды. Власть в России лежала на земле, лишен-ная легитимности. Чтобы взять её достаточно было 2 тыс. автоматчиков не слишком чеченской наружности. И вот в стране появился свой Ататюрк, Наполеон, Де Голль, Неру, Рузвельт.
(Л.П. Это было Чудо после которого я всегда с пристальным и восхи-щённым вниманием следил за Павловским).
Сила Власти не в числе тех, кто ЗА, а тех кто встанет на её защиту в трудную минуту. И число это было достаточно большим. Люди, которые чего- то добились в жизни, нарождающиеся буржуа, средний класс сделали на него ставку. Олигархи и бароны присмирели. А там и доходы от нефти увеличили реальный федеральный бюджет с 20 млрд. долл. до 80.
Но за эти годы имущественный отношения не изменились, они лишь окрепли. Достаточно исчезнуть Путину или сократиться доходам от нефти и зверь вырвется наружу. Я не говорю про то, что сложившиеся в ходе передела собственности структуры не умеют больше ничего, кроме как делить чужое. Им некомфортно в стабильном государстве.
Из позитивных начинаний я выделю муниципальную реформу, которая, наконец то позволит начать формирование оплота Федерации на местах – городов и горожан. Про торможение этого процесса и его объективно большие сро-ки присутствующие знают. Проект просто не успеет дать результатов до ре-шающей схватки. А она уже разворачивается вовсю и на Кавказе, и в Поволжье и в Сибири. Как никогда нам необходимо национальное сплочение. И реши-тельная война с теми, кто не может нам пойти на уступки по фундаментальным основаниям.
Какова формула буржуазного государства эпохи революционной пере-стройки всей системы международных финансов и резкого обострения конкурентной войны? Национальное по духу и социалистическое по форме: «Мы единый народ на одной земле». Всё, нового тут ничего не придумать. Да! Социализм я знаю лишь один - бисмарковский. Другого в жизни не было.