Бешенство вызывают заявления, что де «Никто не ожидал такого». Пишу не для того, чтобы защитить профессиональную честь Егишанца, Кобякова, Хазина. Да и себя любимого. Важно как-то сориентироваться в новой реальности, ибо ТАКОГО я не ожидал. Нет, не кризиса, а неадекватности власть имущих.
Рыночной экономике свойственны кризисы, они неизбежная её часть, как свойство любого стохастического процесса. Тем более рыночное равновесие говорит о том, как сложились рыночные факторы сегодня, но очень мало о том, как они сложатся завтра.
Кредит мощнейший рычаг экономики. Но он отсрочивает наступление кризисов, делая их в будущем более разрушительными и глубокими. Ибо слишком долго не вырезают гнилые сегменты. Известны и опасности и механизмы профилактики, т.н. полтика «встроенных стабилизаторов».
В 80-е годы кредитная система стала необычайно мощной, ибо стала глобальной. При этом риски с конкретных инвесторов всё более стали перекладываться на систему в целом. Это позволило раздуть пузырь ненужных и неэффективных производств до чудовищных масштабов. При этом стабилизаторы отключили напрочь, ибо регуляторы имеют национальный характер, а финансовая система глобальный. Например, банковское регулирование, обязательные резервы действуют в пределах национальных границ, а вот международные финансовые компании и денежно кредитный мультипликатор действуют в глобальном масштабе.
И кризис наступил. Он не мог не наступить. Со всеми предсказанными последствиями.
Что надо делать? Писал не раз.
У банков выкупают плохие долги. Т.е объекты, с которыми банки не знают, что делать. Они не могут и не должны этим заниматься. Банк проверяет: реален ли проект, бизнес, но он не может выступить организатором. Это делает бизнесмен. В условиях кризиса единственный реальный организатор – государство. Потом вокруг этих проектов организуются бизнесмены. И они уже идут в банки. А у банкиров есть разумные основания деньги дать.
Просто давать деньги банку бесполезно. Что он с ними будет делать? Только играть против национальной валюты. Ибо самый умный банкир может придумать лишь некую формулу покупки иностранных активов, чтобы с ними поспекулировать.
Правительство имеет иную мнение принципиально отличное от моего. Верю, что его коллективный разум мощнее его и молюсь за успех его планов. Особые мои надежды возлагаю на Шувалова. А в Дворковиче разочарован.
«По данным "Ъ", на совещании 3 февраля обсуждалось три варианта реструктуризации банковской системы
Кроме этого, второй вариант предполагал создание "банка плохих активов" (см. "Ъ" от 30 января) в виде специального госоргана по реструктуризации банковской системы. Однако уже вчера первый вице-премьер отказался от этой идеи, сообщив: "В отличие от планов в некоторых западных странах отделить плохие активы от хороших, Россия такую практику пока применять не намерена, это создает высокие коррупционные риски". Вероятно, поэтому в Белом доме сегодня будут иметь в виду скорее не первый и не второй, а третий вариант реструктуризации банковской системы, обсуждавшийся 3 февраля. Это реализация второго варианта в ручном режиме, то есть индивидуальное решение всех вопросов с банками в режиме острого дефицита ресурсов. Таким образом, из 81 банка санации будут подлежать не 30, а столько, на сколько хватит денег».
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1113545
Причина понятна: Власть не знает, что делать с реальным сектором и правит Россией не её производитель.
А заявления Дворковича имеют смысл лишь при политике обесценения рубля:
Дворкович: «Ручной режим» спасения финансовой системы завершен
Период, когда власти РФ вынуждены были спасать финансовую систему страны «в ручном режиме», фактически завершился, сейчас руководство страны фокусируется на выполнении среднесрочных планов, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
А пока все мои опасения и надежды сформулированы тут:
«Похоже, России надо молиться за успех администрации Обамы в деле оживления американской экономики всевозможными мерами "стимулирования". Если цены на нефть продержатся на этих уровнях еще несколько недель, рубль может улететь очень далеко. Паника нарастает, резервы расходуются, у населения с рублями на счету (в эквиваленте $100 ярдов или около того) могут тупо сдать нервы. Потому придется долгие годы восстанавливать доверие к национальной валюте, а о создании "регионального финансового центра" можно будет поставить жирный крест. Я не уверен, что ЦБ и правительство просчитали до конца репутационные издержки, принимая решения о (глубине и скорости) девальвации валюты. Бюджет-то они, может, и сбалансируют, а "осадочек" (в виде отношения населения к рублю) может остаться на года».