И тут.
http://worldcrisis.ru/crisis/124403?PARENT_RUBR=Paidiev
http://is.park.ru/doc.jsp?listno=2166595&listcd=21&listmd=78&listfile=pub&urn=3346705
Тем более не стоит отвлекаться на пустяки при анализе будущих действий американских президентов. Наверх политической машины пробиваются самые упорные, упёртые. Не помню, кто из американских мыслителей сказал, что главное не ум, не образование, не обаяние: мы знаем гениев неудачников, нищих с дипломами, - главное упорство. Политическая система США отбирает самых упёртых и упрямых, что будут проводить согласованный элитой курс с невероятной целеустремлённостью и упорством.
Какие цели преследует элита США?
Основной проблемой сегодняшнего дня является реформа международных финансов.
С этой точки зрения грубо можно разделить элиту на две группы
· Транснациональные финансовые корпорации. Уолл стрит-Сити
· Национальный бизнес США и государственная машина США.
Опорой ТНК является прежде всего Демократическая партия США и избиратель люмпен.
Опорой национального бизнеса США – Республиканская партия США и избиратель белый христианин со стабильным, часто высоким уровнем доходов.
Будем дальше пользоваться этой грубой схемой.
Финансовое положение США тяжёлое. Этот кризис проявляется в самой разной форме. Например, как кризис социальных обязательств государства.
Напомним туж е скандальную книжку Котликофф. Котликофф Л., Бёрнс С. Пенсионная система перед бурей: То, что нужно знать каждому о финансовом будущем своей страны 2005.
«Эксперты подчитали, что в долгосрочной перспективе "бюджетная брешь" между всеми будущими тратами правительства и всеми будущими поступлениями существенно расширится по мере ухода на пенсию поколения бэби-бумеров, когда правительству придется тратить больше денег на медицинский уход и пенсионные выплаты. В общей сложности эта брешь может составить огромную сумму в 65, 9 трлн долларов, утверждают в своем исследовании ученые Гокхейл и Сметтерс.
Это огромная цифра, поскольку президент Джордж Буш в последние годы ввел крупные сокращения налогов и поскольку счета Medicare, обеспечивающего медицинскую страховку пожилым людям, и Medicaid, предоставляющего ту же услугу бедным, вследствие демографических условий сильно вырастут.
: "Эта цифра более чем в пять раз превышает ВВП США и почти в два раза – объем национального богатства. Единственное, что можно сделать по поводу этих 65, 9 трлн долларов, это задать себе вопрос, какие бюджетные реформы необходимы для того, чтобы избежать этой черной дыры. Ответ вызывает ужас. Одним возможным решением является немедленное и постоянное удвоение подоходных налогов для юридических и физических лиц. Другим – немедленное и постоянное урезание на две трети социальных льгот и льгот в рамках Medicare. Третья альтернатива, если это возможно, – немедленно и надолго сократить все федеральные дискреционные расходы на 143%".
Этот сценарий имеет важные последствия для доллара. Если инвесторы утратят уверенность в будущем США и заподозрят, что инфляция в стране может однажды размыть ее долги, то они могут сократить количество имеющихся у них долгосрочных казначейских обязательств США.
Профессор Котликофф говорит: "США переживали высокую инфляцию в прошлом и сейчас ведут такую же бюджетную политику, которая вызвала гиперинфляцию в 20 странах в прошлом веке"
Обе партии хотели бы сохранить статус кво: очень приятно решать проблемы за счёт остального мира. Но это невозможно финансисты, понимают это прекрасно. Сегодня эмитируя доллар, как резервную валюту США имеют возможность во первых брать кредиты у всего мира, в вторых банки США имеют неубиенное конкурентное преимущество. Но возможности сохранения существующих отношений тают как снег.
Как США умудрились оказаться в подобном положении?
В постиндустриальной экономике огромное значение играет финансовый бизнес. И именно на нём специализируются США. Доходы от этого бизнеса помогают содержать всю прочую экономику, решать проблемы. Упрощая, высокая зарплата и социальные гарантии США для 97% населения обеспечивается сверхвысокими доходами 3% населения. И именно по бизнесу этих 3% угрожает недоверие к доллару.
Сохранятся ли эти бизнесы на территории США и сможет ли американское Правительство собирать налоги от этой деятельности? Вот главное.
Многие задаются вопросом, подкрепят ли теперь вложения со всего мира экономический рост США. Однако этот вопрос следует сформулировать точнее: будут ли другие страны использовать финансовые институты США как свои расчётные центры и сберегательные учреждения.
Технологическая революция позволяет децентрализовать такую деятельность. Нужен лишь толчок в этом консервативном бизнесе. Уже целый ряд инвестиционный компаний собрались переводить свои оффисы из центра Нью-Йорка. Никакого особого смысла в привязке этой деятельности к США не было, кроме одного: безопасность. Личная безопасность и комфорт хозяев и работни-ков бизнеса и защита бизнеса от различного рода рисков. Пока такую защиту США
Автоматически будут усиливаться позиции конкурентов: евро, иены, юаня. И шаг за шагом они будут отвоёвывать свой процент в международных расчётах. Причём, надо понимать, что и здесь неизбежно срабатывает механизм переворачивания пирамиды. А эмиссия всегда и везде является пирамидой, если рассматривать её не в развитии, но дискретно.
Только страна эмитирующая собственные расчётные средства, резервные валюту для международных расчётов имеет шансы получить место на рынке страховых и инвестиционных услуг, в банковском бизнесе, здесь есть за что бороться. Именно ради этой великой цели Китай уже долгое время держит относительно завышенный курс юаня при всех неизбежных издержках и труд-ностей этой политики для его экспортоориентированной экономики.
Сегодня эмиссионный центр резервной валюты – доллара - принадлежит нескольким крупным частным банкам США, членам ФРС, Уолл стриту. Контроль за эмиссией резервной валюты даёт им мощнейшее, неубиенное конкурентное преимущество в борьбе за инвестбанкинг и страхование. Всегда их услуги будут более дёшевы, всегда они смогут привлечь гораздо большие суммы. Контроль за инвестбанкингом позволяет полностью контролировать системы венчурного финансирования, а, значит, и контролировать внедрение достижений научно технического прогресса. Сегодня не собственник патента, знаний, капитала или земли получает львиную долю прибыли, но тот, кто может привлечь средства для реализации проектов.Уолл стрит хотел бы сохранить эту власть, которая не свалилась ему с неба, а была завоёвана в ходе истребительных войн и жестокой политической борьбы. Будущее мира под контролем Уолл стрита и его Всемирного банка мы уже можем видеть:
Доллар является не только резервной валютой, но и национальной валютой США. Огромные рентные доходы от инвестбанкинга, финансовой системы породили в США голландскую болезнь невиданной силы. К тому же резервная валюта должна быть сильной. Это уничтожило Трудовую Америку и привело к немыслимому росту паразитических слоёв. Только суровая трудовая этика, наверно одна из самых суровых в мире, не позволило ещё США превратиться в Рим эпохи упадка.
Одновременно с этим, проводимая в других странах по монетаристским лекалам политика привела к резкому сокращению социальных расходов, сжатию совокупного спроса. Полученные благодаря низким налогам и развитой системе оффшоров сверхприбыли вывозятся за рубеж приводя к чудовищному разбуханию спекулятивного капитала, судорожно ищущего применения. Облик этого капитализма с его неизбежным кризисом перепроизводства и истребительными войнами за передел рынков описал ещё Сисмонди. И чудовищная поляризация человечества, и торможение научно технического прогресса. Облик этого нового мира хорошо описан в работе С. Егишанца. Этот мир, как и в 19 и в 20 веке порождает войны между крупнейшими капиталистами и кризисы. Тем более не решён главный вопрос власти – контроль за эмиссией резервной валюты, а с ним и над инвестбанкингом.
Кризис американской экономики рост долгов поставил доллар под угрозу, а с ним и источник власти Уолл стрита. Начался поиск путей выхода из кризиса. Уолл стрит был готов пожертвовать экономикой США ради спасения доллара, оставить США один на один с долгами. Лучше всего это было изложено в статьях покойного Р. Дорнбуша и заявлениях У. Баффета. Однако победила точка зрения более близкая к национальным интересам, поскольку без сильных армии и флота резервная валюта существовать не может.
Однако нежелание перекладывать тяжесть реформ на США означает, что доллар будет обесцениваться. В мире сложилось мощнейшее лобби в поддержку доллара. Все страны экспортоориентированной экономики и с узким внутренним рынком вынуждены поддерживать доллар, ибо его кризис, это кризис международной торговли и международного разделения труда. Гланым покупателем бакса сегодня являются центральные банки стран поставивших на экспортоориентированное развитие – Япония и Китай, арабские шейхи.
Страны экспортёры готовы на жертвы. Однако США до сих пор не обнародовали план, из которого было бы ясно, как долго будет продолжаться такое положение и сколько придётся платить. США демократическая страна она не может и не хочет сокращать свои расходы и отсекать лишние производства. Это делает политику центральных банков экспортёров беспреспективной.
Десятки миллионов бизнесменов в сотнях миллионов контрактов сегодня ищут пути защиты своего капитала и прибылей от обесценения доллара и привязанных к нему валют и активов. И глобализация, развитие рынка деривативов даёт им новые, ещё 10-15 лет назад невиданные возможности. Бизнесмены защищаются от обесценения валюты традиционными способами:
1. Изменение валюты контракта.
2. Включение в контракт валютной оговорки.
3. Хеджирование валютных рисков.
Даже первый и второй пункты означают массовое вытеснение доллара из системы расчётов, но важнее третий. Хеджирование означает, что вначале начинается массовая скупка фьючерсов, срочных контрактов на самые массовые биржевые товары. Это порождает резкий рост цен на них, превышающий экономически обоснованные размеры, перепроизводство с последующих обвальным падением цен. Такой фокус сейчас активно заметен на рынке нефти. Но затем включаются более совершенные механизмы.
Размеры деривативов выросли даже не в сотни, в тысячи раз по сравнению с 70-ми достигнув где то 150 трлн. долларов. С 1991 по 2002 год деривативные позиции банковской системы США увеличились с 10 до 60 трлн. долларов. Больше всего распространилось хеджирование риска процентой ставки – универсального, интегрального показателя, отражающего цену денег, спрос на деньги, предложение денег денежно кредитной системой.
Банковская система используя денежно кредитный мультипликатор немедленно начинает эмитировать собственные расчётные средства. Европейский центральный банк печатает мало евро? Не страшно, мы эмитируем производные и получим на этом прибыль. Выгоду такого процесса банкиры поняли давно. Самым каноническим механизмом было золото девизное обращение в Англии в 20-е годы. Все тяготы и обязанности на себя взяла Великобритания, а все выгоды получили банкиры. Но даже Англия 20-х с её уникальным возможностями админстративного регулирования платёжного баланса не смогла вынести бремя такой политики. Но усилиями монетаристов МВФ, стран проводящих политику отвечающую его стандартам много. И любая их валюта может быть базой для запуска мультипликатора. Основой для дериватива.
Финансистам нужна лишь стабильная и предсказуемая (то есть подчиняющийся стандартным требованиям МВФ центральный банк) валюта. Банкиры сами способны строить на этой основе пирамидки сами. Канадский, новозеландский и австралийский доллары, швейцарский франк, юань, иена. В итоге в глобальной экономике, в мире деривативов роль доллара слабеет. Чисто стихийно через тысячи контрактов крупнейших банков создаётся новая резервная валюта, как производное от национальных валют. Если этот процесс будет завершён, то победа финансового капитализма по С. Щеглову станет полной и окончательной. Очевидно уже, что уже есть страны и валюты, которые будут участвовать в создании такой системы, помимо США:
• Европа (евро).
• Китай (юань).
• Япония (иена)
• Швейцария (франк)
И в пограничной зоне (кандидаты на вылет) Англия (фунт), Австралия, Канада, Новая Зеландия.
И у ФРС есть лишь два пути: или укреплять бакс, не допуская его вытеснения системой деривативов. Или отказаться от роли мировой резервной валюты. А тогда банки и страховые компании США будут на равных конкурировать с европейскими, японскими, китайскими финансистами. А это крах, они слишком зажирели и слишком привыкли к сверхприбылям. Кредиторы предъявят счета к оплате, тем, чьи доходы упадут на порядки. Поэтому ФРС неизбежно даст бой этой системе, пока её победа не стала окончательной.
Итак, реформы назрели и презрели, разные партии и разные президенты будут лишь иначе ставить акценты. Решение проблемы выглядит простым: разделить доллар на внутренний и внешний. Тогда внутренний доллар будет обесцениваться как и его конкуренты, тот же юань. А вот внешний доллар будет прочным и стабильным. И ему будут верить инвесторы.
Но вот проблема долгов США… К какой валюте будут привязаны сегодняшние обязательства США?
Уолл стриту важно сохранить свои доходы сохранить доверие к финансовой системе США. Ему нужен крепкий доллар. Инвесторы должны сохранить доверие к финансовым рынкам США. Долги США должны быть оплачены. Но не «повешены» на нвую валюту»
Национальной буржуазии США важно сохранить внутренний рынок, т.е. рабочие места и доходы американцев. Но если на бюджет США будут повешены огромные расходы по РЕАЛЬНОМУ обслуживанию внутреннего и внешнего долга США, то население обнищает. Ему важны и внешние рынки, слабый внутренний доллар поможет ему. Но не до полного обесценения!
Политика чистого республиканца проста и понятна. Долги списать по максимуму. А в мире должен быть такой хаос, чтобы инвесторы шли на Уолл-стрит просто от отчаяния.
Полтика чистого демократа от Уолл стрита. Новая валюта выпускается с чистого листа под обеспечение государства США. Народ США работает по 12 часов в день за горсточку риса и дюжину кузнечиков. Чтобы такой вариант прошёл, надо делать ставку на тупого люмпена и отторжение армии США от американского народа. Но без введения ЧП и жестких разборок с недовольными в мире и этот сценарий не проходит.
И мы видим среди кандидатов в президенты США двух представителей этих курсов. МакКейн и Обама.
- Первый призывает разбомбить какую-нибудь «страну, которую не жалко».
- Второй живой плевок в лицо военной касте США и любимец маргиналов.
И между ними мечется Клинтон. Не имея никакой разумной стратегии примирения этих несовместимых курсов. Несовместимых с жизнью для проигравших.
Для точности картины следует сказать, что есть ещё один путь: химически чистый вариант предательства национальных интересов США. Вопрос лишь в том, кто подпишется под него?
Лучше всего этот сценарий наметил и сформулировал Сорос: евро перспективная валюта. За ней будущее, а долларе можно поставить крест. Действительно очень удобная для международных финансовых спекулянтов институция. В отличие от ФРС, ЕЦБ подчиняется не национальному правительству, а международной бюрократии. Валюта прочная, эмиссия ограниченная, т.е большую часть эмиссионного эффекта от денежно кредитного мультипликатора присваивает не правительство, а крупнейшие международные банки. И государство не может заставить эмиссионный центр решать социальные проблемы, как это происходит в США сплошь и рядом.
И ведь политическая и военная поддержка и формула есть: евроатлантическое единство, военная и политическая организация НАТО. И если это решение состоится, для чего необходимо всего лишь ЧП и маленькая, даже игрушечная, победоносная война, то Уолл стрит-Сити сбросит с себя ветхую оболочку американской финансовой системы выступит в своей истинной роли – финансового Властелина Мира.