paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Музей божьей росы ("Ельцин-центр")

Оригинал взят у ervix в Музей божьей росы ("Ельцин-центр")
В России есть прекрасный город Екатеринбург, в центре которого находится не менее прекрасный квартал высотных домов "Екатеринбург-сити". А уже в центре этого квартала находится музей, прославляющий все, что... После долгих раздумий, чего же этот музей, понял, что это Музей божьей росы*. Сегодня всем желающим предлагаю совершить пространную прогулку по этому чуду музейного искусства. Кстати, никакой издевки в моих словах о чуде нет. С точки зрения именно музейного дела, "Музей первого президента", находящийся в "Ельцин-центре", действительно очень достойный. Может быть, один из лучших примеров организации музейной работы в нашей стране. Вежливый персонал, много интерактивных компонентов, уникальные и узнаваемые артефакты того времени - все сделано очень хорошо, денег не пожалели. Ну что же, давайте посмотрим поподробнее...




Если говорить строго, "Ельцин-центр" представляет собой огромное здание, где собственно музей Ельцина занимает всего два этажа. Но мы подробно остановимся лишь на нем, а обо всем остальном поговорим совсем немного и потом. Все-таки самое интересное - это именно экспозиция, связанная с Ельциным, и, разумеется интерпретация исторической роли Бориса Николаевича в нашей стране. Тут экспозицию можно было бы представить по-разному, но организаторы музея пошли по самому пошлому пути, на грани (и иногда за гранью) толстого троллинга посетителей, большинство из которых "эпоху эту прекрасную" помнят совсем не по книжкам.



Первое, что видит посетитель "Ельцин-центра" -- прекрасно сохранившийся советский лимузин, который возил Бориса Николаевича на работу. Да, троллейбусы у него были не всегда.



Но нам -- в музей.



Логика музейной экспозиции примерно такая: показать не просто биографию и свершения маститого советского вельможи и сепаратиста, а вписать его в широкий культурно-исторический контекст всего ХХ века. Там, где визуальными средствами или артефактами эту задачу выполнить не получается, в дело идут помпезные стенды. Я специально дам фотографии большинства таких стендов, чтобы было понятно, как организаторы музейной экспозиции видят историю России. Оказывается, тот государственный проект, который начал еще Рюрик 1200 лет назад, был нужен вот для чего:



Вся история России ХХ века, оказывается, ад кромешный, и единственным светлым пятном в ней оказался... Ну, вы понимаете, кто...



Сначала было все хорошо: балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки. Все беды в стране начались, разумеется, из-за Владимира Ильича...





Но Ленин - это только предтеча апокалиптического ужаса, а вот самый главный Ужас - это известный мстительный большевик.





По полу вводной, исторической части экспозиции нанесена специальная разметка с ключевыми датами, чтобы граждане со всех сторон могли проникнуться отвращением к истории собственной страны.



Рубеж 80-ых годов, в политической истории страны появляется известный партийный работник -- луч света в темном царстве тоталитаризма и угнетения.



Экспозиция показывает нам, что поначалу член ЦК КПСС товарищ Ельцин мало отличался от своих коллег: имел ксивы-вездеходы и выступал перед студентами об итогах работы 26-го съезда КПСС.



Правда, немного фрондил. Почитайте слова очевидца: как только маститый партаппаратчик Ельцин узнавал, что вездесущих (!) осведомителей КГБ (!!) в зале не было, начинал рубить правду-матку. На этом стенде шизофрения только начинается, дальше будет жирнее!



Вот, например, мимоходом сообщается, что его послания М.Горбачеву были "сбивчивыми". Этот момент совсем не вяжется с создаваемым образом бескомпромиссного борца за народное счастье и свободу.



Популяризация и карнавализация 90-ых идет в музее вовсю. Поинтересовался, можно ли купить маечку за доллары, потому что в 90-ые они были в свободном обращении. Оказалось, нельзя! Только за современные деноминированные рубли или по банковской карте. Мда, до атмосферы 90-ых пока не совсем доработали.





Ну что, исторический контекст рассмотрели, теперь перейдем к осмотру основной экспозиции.



Всесоюзная слава Борису Николаевичу пришла, как известно, на одном из съездов народных депутатов. Каждый посетитель может посидеть в модели депутатского кресла.



-- Борис, ты не прав!



На дворе поздние 80-ые, начало массовой эпидемии демшизы. Распространители демшизы, кстати, сейчас неплохо устроились. Ну, те, кто выжил, конечно.



Демшизовые мемасики. Олдскул, школоте не понять!



Огромную роль сначала в раскрутке, а потом в сакрализации Бориса Николаевича сыграл, как известно, простой московский троллейбус. Есть он и здесь. Правда, сотрудники музея немного недодумали. Во-первых, троллейбус поставили ненастоящий, сделанный через 6-7 лет величайших покатушек. Странно, что не взяли у своих коллег из московского музея современной истории, у них настоящий троллейбус, тараненный танком в 1991 году, стоял несколько лет во дворе, пока не убрали его, от стыда, наверное.



Ну ладно, троллейбус подходящий не нашли, бывает (хотя во множестве российских городов такие троллейбусы ездят до сих пор). Но почему троллейбус номер 1? По легенде, Ельцин на нем по Тверской катался. А 1-ый троллейбус не ездит по Тверской (и по улице Горького -- тоже), он сворачивает на Бульварное кольцо! Троллейбус, по-хорошему, должен быть 12-ый. Но тут, видать, не до исторической достоверности.



Говорят, тут сидели Путин и Медведев. Я тоже посидел немного, но не выдержал духоподъемных речей, прославляющих известного кого.



В начале поста я назвал Ельцина сепаратистом. И не соврал - музейная экспозиция полностью подтверждает мою правоту на этот счет.



Следующий зал - события августа 1991 года. Посмотрите, с каким вниманием к мельчайшим деталям воссоздан интерьер типичной советской квартиры того времени. Телефон, кстати, звонит! В нем можно что-то послушать, но я не стал...



Открываешь дверь, а там -- майдан! Разом нас богато! Кто не скачет, тот коммуняка поганая!





Опять же, приятно поражает отношение к деталям. Такой радиоприемник был у моего отца, да и матюгальник тоже вроде аутентичный. Понятно, что таких гаджетов с тех пор осталось немало, но все равно, увидеть забытую уже вещь в столь неожиданном месте интересно в любом случае.





В 1991 году еще не придумали ЖЖ, Фейсбук, Твиттер и интернет в целом, потому коллективным агитатором и организатором выступала непложивая самиздатовская пресса.



И прямо тут же, за углом, из проектора рассказывают про Щастье и Швабоду: развал страны. С радостным упоением проектор рассказывает о "параде суверенитетов" второй половины 1991 года...



Забавно, но первым следствием этого парада суверенитетов стало исчезновение с полок магазинов еды. Тут организаторы экспозиции немного недодумали: у недостаточно сагитированного гражданина может закрасться мыслишка, что дефицит возник благодаря кипучей деятельности Бориса Николаевича и его соратников (что, кстати, и было в реальности)...



В общем, так бы и переумирали все "дорогие россияне" от голода и холода, но тут их спасли "молодые реформаторы". Кстати, культ личности Егора Гайдара - прямое и логичное следствие культа Бориса Ельцина. Гайдар тоже не из Бирюлево или Колпино в правительство пришел, а из редакции журнала "Коммунист".



Сейчас кажется бредом предложение россиянам быть ремесленниками в качестве рецепта от экономического кризиса, но тогда в это верили! А вот пилотный номер газеты "Из рук в руки" реально удивил.



Веселые картинки из ранних 90-ых.



А ведь зачем это все нужно было, тогда, в 90-ых, знаете? Чтобы каждый мог свободно купить себе видак и бутылочку "Ройяля"! Сколько тысяч людей погибли из-за этой бормотухи, уже и не сосчитать, но аутентичную бутылочку скромно поставили не на самое видное место. А еще где Распутин, который еще и подмигивает?



Я могу ошибаться, но большинство представленной техники в экспозиции где-то середины 90-ых, но никак не начала.



Да и с сигаретами та же история. Ну не 1991-1992 гг. эти пачки, а попозже, скорее 1995-1997.



Кассеты! У меня тоже несколько сотен таких где-то валяется, правда, прослушать уже не на чем...



Пока где-то в Сколково господа Авен, Чубайс и Нечаев занимаются финансовым и образовательным консалтингом в области нанотехнологий, в Екатеринбурге их виртуальные образы на полном серьезе рассуждают о безальтернативности курса того развития страны.





А потом рассказывается про события 3-4 октября 1993 года. Ровно через 23 года после тех событий я оказался в Ельцин-центре.



В общем, рассказа как такого нет, только бессистемная нарезка каких-то видеороликов и мантры про "безальтернативность пути".



Обратите внимание, художник Меринов уже лет 25 упражняется в своих иллюстрациях. Мне почему-то казалось, что он был всегда, и рисовал примерно одно и то же. В общем, не смешно было что тогда, что сейчас.



Эпохальнейшее событие правления Бориса Николавича -- выборы 1996 года, под которые отданы целых два зала. В первом из них смастерили подобие ельцинского штаба, куда стащили ольдскульную оргтехнику.



Куклы программы "Куклы". Не спорю, бывали и веселые выпуски...



Предвыборная агитация 20-летней давности. А ведь те, кто еще жив, на арене до сих пор! Посмотрите, какой молодой Зюганов, какой задорный Жириновский. Что у ВВЖ на маечке написано? Да, он точно такой же :)



Ностальгия периодически накатывала, да.



А вот кровопролитная война в Чечне, в отличие от выборов 1996 года, удостоилась лишь небольшого коридорчика с десятком фотографий. А как же "Шамиль Басаев, говорите громче"? Ах, да, это же Черномырдин говорил, вот в "Черномырдин-центре" и расскажут поподробнее, когда построят, а пока так.



Заканчивается основная экспозиция как-то странно. Бац! - и воссозданный интерьер кабинета, в котором 31 декабря 1999 года Борис Николаевич подал в отставку. И совершенно незаслуженно забыты такие факты, как операция на сердце, дефолт 1998 года, премьерская чехадра, войны компроматов 1996-1999 года. Нет ни одной фотографии олигархов - ни Березовского, ни Ходорковского, ни Гусинского. А ведь первый даже успел председателем Совета безопасности побывать, не самый последний пост в стране. Ну ладно, кабинет, так кабинет...



А после него дверь открывается... в Зал Свободы! Зал Свободы, Карл!







Все выставочное пространство структурируется по шести темам, т.н. "Дням", которые показывают тот или иной период работы Бориса Ельцина на его главном в жизни посту. Тут явно обыгрывается библейское сотворение мира... Да, ассоциации, мягко скажем, пафосные, местами за гранью адекватности.



Разумеется, есть место для селфи...





На этом основная экспозиция заканчивается, но не заканчивается музей! Конечно, тут встречаются и интересные артефакты типа забавных советских агитационных плакатов...



Или абсолютно лживый шизофренический фильм про историю России, снятый в стиле американских комиксов. ГУЛаг и прочие "зверства коммунистического режима" там натурально показаны в виде гигантских орков, отбивающих огромными плетьми (!) головы маленьких и плохо прорисованных юнитов. Видать, дизайнеры этого пасквиля ничего, кроме фильмов "Хоббит" и "300 спартанцев" не видели.



В фойе находится еще один Ельцин-мобиль. Ну да, не на троллейбусах только передвигался Борис Николаевич.



Завершает экспозицию выставка избранных подарков Борису Ельцину. Особенно мне понравилась вот эта шкатулка, которая хоть метафорически, но очень точно иллюстрирует весь этот музей -- вроде понятно про кого, а на деле -- какая-то забористая клюква, не имеющая отношения к реальности и истории нашей страны в критический её период.



Собственно, Музей Ельцина этой шкатулкой оканчивается, но "Ельцин-центр" только начинается. В нем находится множество выставочных пространств, кафе, галерей. Везде виден размах и самые современные технологии. Вопрос один -- а зачем?



Книжный магазин в "Ельцин-центре", кстати, толковый. Много интересной гуманитарной литературы, которую и в столичных-то магазинах не везде найдешь, а уж в провинциальных - тем более...



Здание "Ельцин-центра", прямо скажем, немаленькое. И кафе рядом - "1991". Ну, это примерно то же самое, если бы в крупном городе Израиля открылся бы музей Холокоста "Эйхман-центр", а рядом с ним - кафе "Бухенвальд". В Израиле, конечно, такое невозможно, а у нас -- запросто! Когда я говорил о зашкаливающем троллинге, кафе "1991" - именно про это. Кормят там, правда, не вареной колбасой по 2,20 и не чекушками со спиртом "Ройял" или соками "Yupi", а вполне себе буржуазно-капиталистически, а у местных хипстеров это даже типа культовое место...



Ну и конечно, как пройти мимо памятника Ельцину...



Вот так он вписан в общий архитектурный стиль "Ельцин-центра"



Но если посмотреть на этот памятник сзади-слева, то ассоциации совсем странные приходят в голову. Опять троллинг?



Вот такой вот у нас в Екатеринбурге "Ельцин-центр", Музей божьей росы...



----------------

* - Почему Музей божьей росы? Долго думал, как же назвать его для этого фотоотчета. Музей оккупации? Не то, в постсоветских странах такие музеи предупреждающе-грустные, а тут прямо чувствуется, как организаторов экспозиции распирает от гордости за свою тему. Музей стыда? Тоже не то, это обычным гражданам стыдно за прославление эпохи, одни демографические потери которой составили 20 миллионов человек, тут, опять же, только гордость. Если бы потерь было не 20 миллионов, а 40 - музей был бы в 2 раза больше. И тут меня осенило. Им же, организаторам и создателям "Ельцин-центра", эта гордость свойственна в предельной мере, в той самой, которая лучше всего описывается русской поговоркой "хоть ссы в глаза - все божья роса". Потому пусть и останется в народе Музеем божьей росы. Вроде пафосно, но на деле - лютый троллинг. Ровно такой же, как создатели троллят нас, его посетителей.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments