paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Рациональные основания для пассивной ксенофобии. Мнение мудрого человека.

Оригинал взят у kornev в Рациональные основания для пассивной ксенофобии
Ксенофобию я буду называть «пассивной» (или «защитной»), если она выражается не в агрессии против других народов, а наоборот, в повышенной осторожности и в избегании контактов, если это возможно. «Не буду сдавать квартиру нерусским»; «Не хочу няню-мигрантку для своего ребенка»; «Обойду стороной квартал, где собирается молодежь с Кавказа», - вот типичные примеры пассивной ксенофобии. В дискуссии по предыдущему тексту представители толерантной общественности продемонстрировали несколько типичных уловок, направленных на то, чтобы расшатать эту позицию. «Вы что, считаете, что все ХХХ - убийцы?» «А разве среди русских не бывает преступников и сумасшедших?» И т.п. Поскольку мы, в силу советского воспитания, особо чувствительны к «пропаганде дружбы народов», а жизнь без «ксенофобской брони» в РФ угрожает здоровью и самой жизни, я счел своим гражданским долгом привести сугубо рациональные и «толерантные» основания для пассивно-ксенофобской позиции. Эти основания никак не используют расистские предубеждения или идею о том, что один народ чем-то хуже другого. Они исходят исключительно из факта различия культур и разной политической обработки, которой подвергаются люди в разных странах. На самом деле это лишь половина аргументов в пользу пассивной ксенофобии, но и этого вполне достаточно для разумного человека.

1. Сама по себе разница культур и неосведомленность в нюансах поведения того или иного народа повышает риск перерастания отношений в конфликт. Ситуацию, которая между представителями одной культуры могла бы разрешиться полюбовно, взаимное недопонимание может привести к взрыву. Вы случайно что-то не так сказали, или вам не то сказали, оскорбили чьи-то предрассудки, и понеслось-поехало, вплоть до телесных повреждений или разбирательства в суде. При этом оба участника конфликта могут быть неплохими и вполне вменяемыми людьми. Если не хотите дополнительных проблем и риска, то лучше иметь дело со своим народом или максимально близким к нему («славяне»), нюансы поведения которых вы четко понимаете.

Возражение о том, что «надо лучше изучать чужую культуру», не проходит, потому что в России живут сотни народов, а у многих народов есть еще и разные субэтносы, со своими нюансами поведения. Тут даже дипломированный этнограф, посвятивший жизнь этой задаче, не сможет исключить недопонимание. Поэтому, если минимизация конфликтов, рисков и проблем для вас стоит на первом месте, то лучше иметь дело с людьми, максимально похожими на вас.

2. В человеке чуждой культуры вам труднее распознать «неадеквата», чем среди своих. В человеке своей культуры вы «сумасшедшинку» или подвох в поведении распознаете с большей вероятностью, чем в человеке чужой культуры. У чужака вы можете принять его культурные особенности за «психическую неадекватность», и наоборот, явное проявление психической неадекватности - принять за простительные «культурные различия». Русского психопата вы опознаете с гораздо большей вероятностью, чем узбекского психопата. С одной стороны, проявления неадекватности могут маскироваться культурными различиями, с другой стороны, сами проявления неадекватности у представителя другой культуры могут быть несколько иными. Имея дело с людьми другой культуры, вы рискуете «нарваться» на психопатию или криминал с большей вероятностью, даже если в среднем представители этой культуры более нормальны и менее криминальны, чем русские. Просто с русскими у вас лучше будет работать «фейс-контроль» на входе, и вы заранее отсечете заведомо опасные варианты.

3. Во многих странах государственная пропаганда рисует негативный образ русских, как «колонизаторов и угнетателей», совершивших множество преступлений против местных народов. К нам приезжают люди, с детства обработанные этой пропагандой и имеющие, как им кажется, веские основания ненавидеть русских и Россию. То же самое, хотя и в более ограниченной степени, касается и некоторых автономий внутри РФ. У многих народов, как им кажется, есть исторические счеты к русским. Вступая в отношения с представителями этих народов, вы с гораздо большей вероятностью рискуете нарваться на человека, который вас ненавидит априорно, как «русского» или «россиянина». Соответственно, повышается вероятность того, что он поступит неадекватно; возрастает риск перерастания мелких недоразумений в полноценный конфликт и т.п. Если вы не хотите искать себе на голову проблем, то лучше просто избегать отношений с представителями народов, элита которых негативно оценивает участие русских в их истории.

Было бы у нас нормальное государство, оно бы заранее обговорило этот момент в отношениях со странами, из которых мы принимаем мигрантов. Хотите направить к нам своих безработных? Сначала перепишите все свои учебники истории, от школьных до вузовских, чтобы о России и русских там было написано только в восторженно-похвальных выражениях. Иначе - до свидания. Увы, пока до этого далеко.


***



Этих трех оснований вполне достаточно для рационального человека, чтобы придерживаться пассивной ксенофобии и минимизировать контакты и отношения с представителями других народов, причем в той степени, в какой эти народы от нас культурно далеки или политически противопоставлены. Ни один из этих аргументов не опирается на идею «врожденной дефективности» других культур и народов. Они работают даже в тех случаях, если другие народы, в среднем, «лучше», чем русские, и присылают к нам в Россию лучших, отборных своих представителей.

А ведь это далеко не так, и аргументов на самом деле - гораздо больше, просто они не такие «толерантные». Есть ощутимая разница между «европейцами» и «азиатами». Или между горожанами и вчерашними горцами. «Порог агрессии» в разных культурах существенно различается. Склонность к применению оружия, и вообще готовность «добивать до смерти», - тоже у разных народов выражена в разной степени. Готовность сбиваться в банды по этническому признаку и коллективно защищать своих, независимо от того, правы ли они, - тоже у разных культур имеет разную интенсивность. Наконец, многие из народов имеют недавний опыт кровавых погромов и геноцида на национальной почве, нередко - против русских. У них «рефлексы» национальной ненависти находятся в активном состоянии, всегда готовые к применению (в отличие от русских горожан). И это еще далеко не все.

В принципе, многие из перечисленных рисков можно было бы уменьшить, если бы у нас нормально работало государство и правоохранительные органы. Если бы на входе в страну стоял серьезный фильтр, отсекающий неадекватов. Если бы загодя пресекался этнический криминал, а любое применение насилия со стороны приезжих жестко и неотвратимо наказывалось. Если бы лидеры диаспор видели, что в России хозяева - русские, и благополучие их народов напрямую зависит от русского благорасположения. И т.д. и т.п. Но до этого пока очень далеко.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments