paidiev (paidiev) wrote,
paidiev
paidiev

Механика профицита

Полезный текст от френда  по ключевым проблемам российской экономики. Надо бы коне что подправить, но лень и некогда. будут вопросы дам пояснения.  Пожалуй, ему можно дать подзаголовок  "Почему расходы на Украину - это копейки по сравнению с реальными убытками"
Оригинал взят у tverkovsky в Механика профицита
При обсуждении предыдущего поста ув. jivopyra задал вопрос по
поводу бюджетного профицита.
Вообще-то, на вопрос "куда идут зажатые налоговые деньги" есть простой, официально
затверждённый ответ: эти деньги идут в "стабфонд" (во всех его инкарнациях).
Да, такой ответ как раз и является типичным дебилятором (хотя бы потому, что сразу
возникает следующий вопрос - а куда идут деньги стабфонда).

На этом можно было бы и остановиться, но в своём комментарии jivopyra по существу
сформулировал вопрос по поводу профицита в правильной, корректной форме.
Правильно поставленный вопрос - половина ответа.

Позволю себе кратко сформулировать своими словами этот вопрос так:
"Есть государственная бюджетная система, вроде бы как предназначенная для того, чтобы
перераспределять часть произведенного экономикой страны продукта путём сбора налогов
и последующих бюджетных расходов. Но, если налоги собраны, а расходы не производятся
(даже для выкупа облигаций госдолга), то возникают два взаимосвязанных вопроса:
во-первых, что происходит в результате этого с активами экономики;
во-вторых, куда идет национальный продукт, который должен был быть распределен
этими непроизведенными расходами".

Мой ответ на этот вопрос таков:
во-первых, весь абсолютный профицит госбюджета идёт на увеличение долга национальной
экономики (причём, по большей части - валютного долга, как это ни парадоксально);
во-вторых, весь продукт, не перераспределённый внутри страны из-за абсолютного
бюджетного профицита, перераспределяется за границу.

Эти утверждения, понятно, требуют доказательства. Попробую сделать это "на пальцах".

Финансовая система - вещь сложная, но чрезвычайно жёсткая. Жёсткая потому, что
строится как приводной механизм, механизм трансляции насилия в сферу формально
свободного рынка, механизм, который не имеет права проскальзывать.
Поэтому в вырожденных случаях её поведение становится механически простым.
Простым, как правило рычага или правило сообщающихся сосудов.
Вот за что я ценю эрефийских рыночных фундаменталистов, так это за то, что они
не удосужились усвоить священное правило финансистов "ничего слишком" и, если
пользуются какими-то рычагами, то стремятся выжать их до упора, создавая ситуации,
исключительно удобные для анализа.

Для начала рассмотрим, как выглядит "в крупном" рублёвая финансовая система.

Во-первых, это рубль как денежная единица. В природе имеется имеет один, единственный
источник рублей (во отличии, напр., от золота, которое в принципе может попытаться
намыть каждый). Это - ЦБ РФ.
Есть только три способа, которыми можно получить рубли от ЦБ:
1) через финансирование дефицита государственного бюджета
2) получив от ЦБ кредит
3) продав ЦБ за рубли валюту

Второе, это правительство, в нашем случае в лице минфина, у которого относительно
экономики есть активы и обязательства. Активы - это право собирать налоги и сами суммы
налогов как таковые - доходная часть бюджета. Обязательства - расходная часть бюджета.
И то, и другое утверждено законом, но не является абсолютным. Налогов собирается
"сколько соберётся", да и расходная часть исполняется у нас весьма вольно, "сколько
придёт в голову израсходовать". Помимо расходной части бюджета правительство не
имеет никаких обязательств (в бухгалтерском смысле) относительно экономики.

Третье. Есть национальная экономика, т.е. вся совокупность экономических субъектов
страны, подпадающих под налоговое и бюджетное законодательство, включая банковскую
систему, за исключением денежных властей - ЦБ и минфина.
У экономики по отношению к правительству также есть активы и обязательства и они в
точности симметричны. Т.е. активы правительства есть обязательства экономики по уплате
налогов, а активы экономики относительно правительства есть расходная часть бюджета.
Обязательства и активы экономики по отношению к правительству - абсолютны. Ты не можешь
не заплатить причитающуюся с тебя сумму налогов, иначе последуют санкции - штраф,
потеря бизнеса, а то и срок. Ты не можешь рассчитывать в смысле активов на большее,
чем прописано в расходной части бюджета (а часто получается - не очень-то можешь
рассчитывать и на прописанное).

Наконец, существует резервуар ликвидности - денежная база. Грубо говоря, сумма наличных
в обращении, краткосрочных депозитов и остатков на счетах банков в ЦБ и их обязательных
резервов. Это активы экономики относительно денежных властей. Из денежной базы можно
заплатить налоги, можно расплатиться с кредитами ЦБ. Других активов относительно
денежных властей, номинированных в рублях, у экономики нет (исключая мизерное количество
облигаций ЦБ и минфина).
Более широкие денежные агрегаты (М2 и пр.) не являются деньгами в этом смысле, это
скорее индикаторы количества обязательств субъектов экономики друг к другу, взятые
через банковскую отчётность. Ими невозможно заплатить налоги (конечно, для уплаты
налога можно взять кредит в регулярном банке, но в момент зачисления налога на счета
казначейства соответствующие суммы всё равно списываются с остатков этого банка на
счетах ЦБ, то есть, из денежной базы).

Все эти вещи я напоминаю для того, чтобы подчеркнуть, что рублёвая финансовая система
является замкнутой и что ситуация симметрична: активы и обязательства денежных
властей относительно экономики являются, соответственно, обязательствами и активами
экономики относительно денежных властей.

Теперь можно рассмотреть, что означает эта симметрия, и как из ситуации, в которой
присутствуют абсолютные и "не-абсолютные" обязательства возникает неэквивалентный
обмен. Удобно это сделать на том же примере января-сентября 2008г.
Этот период замечателен тем, что ЦБ ни копейки не эмитировал путём финансирования
правительства, кредиты ЦБ имели ничтожный размер, практически всю рублёвую массу
ЦБ продал за валюту.

Вот данные о профиците бюджета за этот период:

По данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в первые девять месяцев 2008 года составили 12178,9 млрд. рублей или 39,5% ВВП ... Расходы расширенного бюджета составили 8741,5 млрд. рублей или 28,3% ВВП ... Таким образом, кассовый профицит расширенного бюджета составил в первые девять месяцев текущего года 3437,4 млрд. рублей или 11,1% ВВП

Из этих данных видно, что финансовый результат национальной экономики в рамках
рублёвой системы за этот период составил -3.437 трлн. руб. (8741,5 млрд. руб доходов -
12178,9 млрд. руб. обязательств).
Следовательно, весь профицит бюджета волшебным образом обернулся увеличением долга
национальной экономики. Не будем пока отвлекаться на юридические (и моральные)
вопросы, на каком основании на экономику был повешен этот долг, а рассмотрим
механизм, которым этот долг превращается во внешний, валютный.

Субъектам экономики всего-то нужно доплатить 3.4 трлн. - и все свободны. Но этот
долг особый, налоговый. Не заплатить в установленный срок - нельзя. Будут санкции.
Из каких источников найти рублёвую массу, чтобы в течении 9 месяцев заплатить
3.4 трлн. руб?
Как мы уже отмечали, первых двух источников эмиссии (финансирования дефицита
бюджета и кредитов ЦБ) в тот период не было.
Расплачиваться ценой сокращения денежной базы (она составляла на начало 2008 года
5.5 трлн. руб. - полезно сравнить с объёмом подлежащего платежу долга) для экономики
чрезвычайно болезненно. Прежде всего для банковской системы, которая при снижении
остатков на счетах (небольшого, но волатильного компонента денежной базы) теряет
устойчивость и банки начинают сыпаться гроздьями. Что делают банки? - они прибегают
к третьему способу получения рублей от ЦБ - занимают за рубежом за этот период
36 млрд.долл. и продают их ЦБ в обмен за рубли.
Вслед за ними для компенсации снижения оборотных средств к внешним займам прибегает
небанковский сектор - 51 млрд. долл.
Экспортёры, конечно, тоже продают валюту, но они-то менее всех зависят от сжатия
денежной базы - их спрос находится вне рублёвой системы, а оборотные средства в
большей части валютные.

Теперь - ко второй части вопроса. Что произойдёт с той частью национального
продукта, которая не была перераспределена через расходы бюджета (в данном
случае это 3.4 трлн. руб. или около 140 млрд. долл.)? - правильно, этот
продукт должен пойти на экспорт для того, чтобы субъекты экономики могли
расплатиться за набранные валютные кредиты. С точки зрения материальной
экономики это - чистые издержки. Я хочу только обратить внимание на величину
издержек в данном случае - 11% ВВП. Девятую часть всего произведенного страной
продукта пожрал долгоносик.


PS. Результаты действий денежных властей на более длительном периоде (2001-2008гг.)
есть у меня в старом тексте СХЕМА

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments